• Приглашаем посетить наш сайт
    Гончаров (goncharov.lit-info.ru)
  • Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов
    Заключение

    Заключение

    Каждый россиянин в школе изучал творчество многих известных русских поэтов. Однако при более внимательном исследовании имеющихся материалов неожиданно выясняется, что многое из того, что несколько десятков лет назад предлагалось в качестве официальных биографий, не всегда правдиво, а иногда и является серьезным искажением фактов.

    Даже даты смертей русских, советских и российских поэтов нередко старались скрыть. Вначале старались задвинуть их в тень при жизни, не разрешали печататься, затем скрывали их зачастую трагическую гибель. Возможно также, что опасались взрыва интереса к их творчеству, а иногда и по другим причинам.

    Но если в советский период многие сведения биографий поэтов были искажены, нельзя ли узнать правду сегодня, когда многие документы становятся достоянием гласности?

    Таких попыток в последнее время делалось немало. Старые загадки удается разгадать, но при этом неожиданно обнаруживаются новые тайны. Например, так и не удалось точно выяснить обстоятельства гибели Сергея Есенина: материалы официального расследования доступны всем желающим, любой человек может изучить их и сделать свой вывод. Однако разобраться в том, что их них является фальсификацией, а что правдой, не так просто, как кажется на первый взгляд. Не хватает показаний свидетелей, которые имели прямое или косвенное отношение к случившемуся, знали правду, но были вынуждены молчать до последних дней жизни. Но сегодня уже все меньше и меньше верят официальной версии о самоубийстве, в течение долгого времени считавшейся единственной.

    Возможно, появятся и другие документы, проливающие свет на смерти других поэтов, чьи версии гибели в настоящее время не вызывают никаких сомнений.

    Конечно, смерть поэта, как и смерть любого другого человека, как бы подводит итог всей его жизни. Но в этом случае неизбежно возникает вопрос: почему в смерти поэта загадок и неясностей гораздо больше?

    Вероятно, одна из причин этого заключается в том, что всю жизнь поэты боролись, грудью бросаясь на амбразуру. Но их борьба была направлена не против правления царя, временного правительства, революции или советской власти. В первую очередь они пытались бороться против грубости, примитивности, равнодушия людей. Ведь, как писал Е. Евтушенко:

    Поэт в России – больше, чем поэт.
    В ней суждено поэтами рождаться
    лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
    кому уюта нет, покоя нет.

    Поэт в ней – образ века своего
    и будущего призрачный прообраз.
    Поэт подводит, не впадая в робость,
    итог всему, что было до него.

    Сумею ли? Культуры не хватает...
    Нахватанность пророчеств не сулит...
    Но дух России надо мной витает
    и дерзновенно пробовать велит.

    И, на колени тихо становясь,

    прошу смиренно помощи у вас,
    великие российские поэты...

    Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
    свою раскованную речь,
    свою пленительную участь —
    как бы шаля, глаголом жечь.

    Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
    своей презрительности яд
    и келью замкнутой души,
    где дышит, скрытая в тиши,
    недоброты твоей сестра —
    лампада тайного добра.

    Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
    боль иссеченной музы твоей —
    у парадных подъездов и рельсов
    и в просторах лесов и полей.
    Дай твоей неизящности силу.

    чтоб идти, волоча всю Россию,
    как бурлаки идут бечевой.

    О, дай мне, Блок, туманность вещую


    сквозь тело музыка текла.

    Дай, Пастернак, смещенье дней,
    смущенье веток,
    сращенье запахов, теней

    чтоб слово, садом бормоча,
    цвело и зрело,
    чтобы вовек твоя свеча
    во мне горела.


    к березкам и лугам, к зверью и людям
    и ко всему другому на земле,
    что мы с тобой так беззащитно любим.

    Дай, Маяковский, мне

    буйство,
    бас,
    непримиримость грозную к подонкам,
    чтоб смог и я,


    товарищам-потомкам...

    Раздел сайта: