• Приглашаем посетить наш сайт
    Фет (fet.lit-info.ru)
  • Биография (вариант 1, неизвестный автор)

    ДЕЛЬВИГ Антон Антонович родился [6(17). VIII. 1798, Москва] происходил из обрусевших немецких ба­ронов Эстляндской губернии — поэт.

    Первоначальное образование получил в частном пансионе.

    В 1811 поступил в Царскосельский ли­цей, который окончил в 1817. В лицее сблизился с Пушкиным и Кюхельбеке­ром. По воспоминаниям Пушкина, «лю­бовь к поэзии пробудилась в нем рано. Он знал почти наизусть Собрание рус­ских стихотворений, изданных Жуков­ским. С Державиным он не расставался. Клопштока, Шиллера и Гельти прочел он с одним из своих товарищей... Гора­ция изучил в классе, под руководством профессора Кошанского...

    ­ния Горацию. Оды «К Диону», «К Лилете», «Дориде» написаны им на пятнад­цатом году и напечатаны в собрании его сочинений безо всякой перемены. В них уже заметно чув­ство гармонии и той классической строй­ности, которой никогда он не изменял». В Лицее Дельвиг основательно познакомился с античной поэзией, которая заняла вид­ное место в формировании его творчества. Уже в лицейские годы стихотворения Антона Антоновича появились в печати.

    «Вестнике Европы» (№ 15) оду «К Диону» — первое печатное произ­ведение Дельвига. С того времени его стихотво­рения стали часто появляться в «Вест­нике Европы», а затем в журнале «Рос­сийский музеум». Окончив Лицей, Дельвиг уехал к родителям в Кременчуг, но вско­ре возвратился в Петербург и начал служ­бу в канцелярии департамента горных и соляных дел, а затем в третьем отделении канцелярии министра финансов, в Публичной библиотеке. В тот же период он тесно сближается с литературными кру­гами и много пишет.

    В 1818 поэт был из­бран в петербургское Общество любите­лей словесности, наук и художеств. Од­нако постепенно он отошел от участия в Обществе и примкнул к оппозиционно настроенной молодежи, подружился с Ры­леевым, А. Бестужевым, Баратынским.

    В марте 1819 Антон Антонович становится членом «Зе­леной лампы» — «вольного общества» Со­юза благоденствия. Здесь он встречается с Пушкиным, Гнедичем, Ф. Глинкой, Я. Толстым и др. Примкнув к радикаль­ной молодежи, Дельвиг испытал воздействие декабристских идей, которое еще более усилилось после его вступления в Воль­ное общество любителей российской сло­весности.

    «Поэт», проникнутое этими настрое­ниями, сатиру «Петербургским цензорам» и «Подражание Беранже». Пародируя гимн «Славься, славься, наш русский царь», поэт в сатире «Петербургским цензорам» высмеял неистовства цензурного комитета, а в атеистической песенке «Подражание Беранже» смело шутил над царями:

    Меж вами карлики — цари

    И думают они, буффоны,

    Однако радикализм Дельвига был неглубок и не­устойчив. К середине 20-х гг. от него не осталось и следа. События на Сенатской площади прошли мимо поэта.

    С 1824 он издавал альманах «Север­ные цветы». К участию в нем он привлек видных писателей. По своим художест­венным качествам произведения, вошед­шие в альманах, превзошли литератур­ный материал всех тогдашних альмана­хов, что обеспечило успех издания.

    ­рой альманах — «Подснежник». Успех «Северных цве­тов» побудил писателей, участников аль­манаха, основать собственный литератур­ный орган — газету, которая была бы противопоставлена «торговой» журнали­стике Греча, Булгарина и Сенковского и московским журналам Полевого и По­година. Деятельное участие в подготов­ке издания принял Пушкин. Газету под­держивали Жуковский, Крылов, Вязем­ский, Баратынский, Плетнев, Катенин, Розен и др. Сотрудником Дельвига стал О. Сомов. С его помощью Пушкин выпустил первые номера газеты, так как Дельвиг в начале января 1830 уехал в Москву. «Литературная газета» почти полностью выполнила намеченную ее участниками программу. Однако про­существовала она недолго. За публика­цию перевода стихотворения о француз­ской революции 1830 Бенкендорф при­грозил Дельвигу ссылкой в Сибирь. «Литера­турная газета» была закрыта. Изда­ние ее было возобновлено, но Дельвиг тяжело пережил цензурные гонения.

    ­виться с недугом. Смерть поэта глубоко потрясла его друзей, и особенно Пушкина.

    Как поэт Антон Антонович Дельвиг сформировался в условиях подъема дворянской революционности. Он приобрел известность элегиями и идил­лиями в антологическом роде и русскими романсами и песнями, положенными на музыку Глинкой, Алябьевым и другими ком­позиторами.

    — своеобразные формы прославления земных радостей, приятия жизни в ее естествен­ных проявлениях, в интимных человече­ских чувствах любви и дружбы. Анакреонтические мотивы в лирике поэта восхо­дят к Батюшкову, но в них уже сильно влияние Жуковского и немецких роман­тиков, однако без присущего им мисти­цизма. Лирике Дельвига недоступна глубина и сложность жизни в ее трагических про­тиворечиях. Его поэтический мир зам­кнут вследствие аполитичности и отор­ванности Дельвига от передовых идей времени. Отсюда камерность его лирики, тихое лю­бование и наслаждение красотой. Однако поэзия Антона Антоновича, несмотря на античный колорит, не лишена современного звучания. В античности поэт видел гармонию человеческих отно­шений и цельного, органичного человека («Дамон», «Купальщицы», «Конец золотого века»). Античный мир воссоздан Дельвигом А. А. не только в его внешнем проявлении, но и во внутреннем существе. Не ставя перед со­бой задачу, доподлинно воспроизвести ан­тичный размер, поэт стремился преодо­леть однообразие русского гекзаметра, и смело вводил амфибрахий, чередовал разнокачественные стопы. Бесспорна заслуга Делвига в жанре народных песен, мно­гие из которых

    «Соловей мой, соловей...»,

    «Пела, пела пташечка...»,

    «Ах ты ночь ли, ноченька...»

    ­бимыми. Внутренний строй песен Дельвига и их стиль часто противоречат духу на­родной песни. И все же поэт глубже про­ник в него, чем его предшественники — Дмитриев и Нелединский-Мелецкий. В жанре русской песни Дельвиг ослабил сенти­ментально-пасторальную окраску и во многом предварил Кольцова.

    Умер — [14(26). I. 1831], Петер­бурге.