• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Коровин В.: Антон Дельвиг

    Антон Дельвиг

    Антон Антонович Дельвиг - поэт, критик, издатель альманаха "Северные цветы", редактор "Литературной газеты" - родился в семье плац-майора (позднее окружного генерала внутренней стражи), принадлежавшего к старинному, но оскудевшему роду эстляндских баронов. После обучения в частном пансионе Дельвиг 19 октября 1811 года становится лицеистом.

    Когда в 1829 году вышли в свет "Стихотворения барона Дельвига", Пушкин послал ему бронзового Сфинкса и стихи:

    Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?

    Кто славянин молодой, грек духом, а родом германец?
    Вот загадка моя: хитрый Эдип, разреши!

    Этими прекрасными строками поэт приветствовал своего лицейского товарища и близкого друга. Пушкин намеренно избрал и стихотворный размер - гекзаметр, и жанр античной эпиграммы: Дельвиг был известен современникам особым пристрастием к античной культуре. Шутливое послание содержало не только намек на древнегреческий миф о царе Эдипе, ответившем на три вопроса чудовища Сфинкса, но и емкую, лаконичную характеристику истоков поэзии Дельвига и ее внутреннего пафоса. Нельзя не почувствовать также сердечной привязанности к Дельвигу, которого искренне любили товарищи, хотя и незлобиво потешались над ним. Так уж повелось с Лицея, где слыл он ленивцем и соней: "Дай руку, Дельвиг! что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный".

    Однако леность Дельвига - это не леность ума и воображения, это особенность характера. Поэт отличался удивительной внутренней сосредоточенностью и постоянно был погружен в размышления над самым заветным и дорогим. Дельвиг, уносившийся мечтой в созерцание гармоничного мира античности и слагавший шепотом мерные гекзаметры, тщательно и подолгу отделывал свои стихотворения, был прекрасно начитан, любил и знал русскую и немецкую поэзию, обладал острым умом. Известна его многообразная, энергическая деятельность по изданию альманахов "Северные цветы" (1825-1829), "Подснежник" (1829) и "Литературной газеты" (1830).

    "литературное братство", прославлявшее свободный союз поэтов. Впоследствии в кружок был принят Баратынский. Объединившиеся поэты выступают в защиту политической свободы ("Подражание Беранже", "Петербургским цензорам"), протестуют против аракчеевщины, ханжеской официальной морали, мистицизма, цензурных запретов.

    "Меж вами карлики-цари
    Себе воздвигли алтари",-

    издевается бог Саваоф над устройством человеческого общества в стихотворении "Подражание Беранже".

    Дельвиг близко был знаком с будущими декабристами - Ф. Глинкой, А. Бестужевым, К. Рылеевым и др.; в 1823-1824 годах принимал участие в альманахе "Полярная звезда". Однако он не стал ни сторонником революционного переустройства общества, ни пропагандистом гражданских идей в литературных произведениях.

    "Северные цветы".

    В эту пору Дельвиг уже сложился как признанный мастер антологической лирики, жанров идиллии, "русской песни", романса и сонета. В антологических стихотворениях и идиллиях ("К Диону", "К "Лилете", "Цефиз", "Друзья", "Купальницы", "Некогда Титир и Зоя под тенью двух юных платанов..." и др.) с помощью изящной, классически чистой формы стиха и пластичности, скульптурности изображения Дельвиг создает идеальный образ античного мира, гармонически уравновешенного, патриархального, в котором человек живет естественной жизнью, не знает разлада между чувством и поступком и, несмотря на невзгоды, умеет наслаждаться простыми истинными радостями земного бытия:

    Сядем, любезный Дион, под сенью развесистой рощи,
    Где прохлажденный в тени, сверкая, стремится источник,
    Там позабудем на время заботы мирские и Вакху

    По аналогии с идиллиями возникает в творчестве Дельвига "русская песня", в которой поэт выразил национальный характер, понятый им как сочетание наивности и патриархальности. Однако, в отличие от идиллий, в "русских песнях" преобладают настроения печали, тоски, а эпичность заменяется сдержанным лирическим чувством:

    В день осенний на груди
    Крупный жемчуг потускнел,
    В зимню ночку на руке

    А как нынешней весной
    Разлюбил меня милой.

    "Конец золотого века") меркнет красота Аркадии: в ее условный идеальный мир проникают корысть, эгоизм, нравы и понятия, несовместимые с естественностью и простотой патриархального сознания. "Народные песни" все гуще окрашиваются настроениями отчаяния.

    В условиях, когда декабристские издания были прекращены, альманах "Северные цветы" становится едва ли не единственным прибежищем талантливых литераторов Москвы и Петербурга. В доме Дельвига собирается кружок, в котором определяется литературная политика. Вместе с Пушкиным и Вяземским Дельвиг предпринимает издание "Литературной газеты". Она начинает выходить с 1830 года и сразу же полемически остро выступает против Ф. Булгарина, Н. Полевого, "коммерческой словесности". Активной критике Дельвиг подвергал на страницах газеты низкопробную литературу, рассчитанную на малообразованного читателя и прикрывающую общественный и эстетический консерватизм. Не избежали критических замечаний и писатели из близкого ему окружения за эпигонство, мелодраматизм, за поверхностное изображение характеров.

    "Литературная газета" выходила в свет недолго: в июне 1831 года ее закрыли. Вызванный к Бенкендорфу, Дельвиг подвергся оскорблениям. Пережитые неприятности немедленно сказались на его самочувствии. Простудившись вскоре, он проболел всего несколько дней и скончался 14 января 1831 года. В память Дельвига Пушкин издал альманах "Северные цветы" на 1832 год. Дельвигу, воспевшему красоту земного бытия, высокую духовность, внутреннюю свободу и достоинство человека, принадлежит почетное место среди звезд пушкинской плеяды.

    Вместе с Дельвигом ушла в прошлое эпоха литературных альманахов, создававшихся братством поэтов. Смерть Дельвига стала предвестием конца "золотого века" русской поэзии.