• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1854"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Дельвиг А. И.: Из "Моих воспоминаний"
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    2. * * * ("До рассвета поднявшись, извозчика взял... ")
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    3. К А. Е. Измайлову
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    4. Бороздин А.: Дельвиг А. А.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    5. Призвание
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    6. Стихи. Список условных сокращений
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    7. Биография (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    8. Вацуро В.: Антон Дельвиг — литератор
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    9. Голубева О. Д.: Дельвиг А. А.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    10. Элизиум поэтов
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    11. Биография (Биографический словарь. 2000)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    12. Благой Д.: Дельвиг (Литературная энциклопедия в 11 т., 1929-1939.)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    13. Успокоение
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    14. К ошейнику собачки Доминго
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    15. Элегия на смерть Анны Львовны
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. Критика. Список условных сокращений
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    17. Модзалевский Б. Л.: Пушкин, Дельвиг и их петербургские друзья в письмах С. М. Дельвиг
    Входимость: 1. Размер: 264кб.
    18. Дельвиг А. А. - Пушкину А. С., 20 марта 1825 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Дельвиг А. И.: Из "Моих воспоминаний"
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    Часть текста: ВОСПОМИНАНИЙ» Утвердительно можно сказать, что Пушкин никого не любил более Дельвига  1 . Этому могли бы служить явным доказательством бесчисленные его письма к Дельвигу, к прискорбию, уничтоженные немедля после смерти Дельвига, по причинам, которые расскажу в своем месте  2 . Дельвиг далеко не в совершенстве знал французский и немецкий языки: на первом говорил дурно, а на последнем вовсе не говорил. Но он был хорошо знаком с литературами этих языков и еще в Лицее побуждал Пушкина заниматься немецкой литературой, но в этом не успел, так как последний предпочитал французскую литературу. В составившемся кружке лицеистов некоторые из них обязаны были по очереди рассказать целую повесть или, по крайней мере, начать ее. В последнем случае следующий рассказчик ее продолжал, и т. д. Дельвиг первенствовал в этой игре воображения; интриги, завязка и развязка в его рассказах были всегда готовы. Пушкин далеко не имел этой способности. Дельвиг начал рано печатать свои стихотворения. В журналах, издававшихся В. В. Измайловым в 1814 и 1815 годах, помещено пятнадцать пиес Дельвига. Первое напечатанное его стихотворение в июне 1814 года в «Вестнике Европы» «На взятие Парижа» было за подписью «Русский», вполне соответствовавшеюся глубоко вкорененным патриотическим чувствам Дельвига, не оставлявшим его до самой смерти. Дельвиг был истинный поэт в душе, но мало производивший; способность его придумывать содержание поэм давала повод ожидать от него много неосуществившегося. Жуковский и Пушкин восхищались его рассказами о...
    2. * * * ("До рассвета поднявшись, извозчика взял... ")
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: тетрадь. Вот к обеду домой возвращается он В трехэтажный Моденова дом, Его конь опенен, его Ванька хмелен, И согласно хмелен с седоком. Бирюкова он дома в тот день не застал — Он с Красовским в цензуре сидел, Где на Олина грозно вдвоем напирал, Где фон Поль улыбаясь глядел. Но изорван был фрак, на манишке табак, Ерофеичем весь он облит. Не в парнасском бою, знать в питейном дому Был квартальными больно побит. Соскочивши на Конной с саней у столба, Притаяся у будки, стоял; И три раза он кликнул Бориса-раба, Из харчевни Борис прибежал. «Подойди ты, мой Борька, мой трагик смешной, И присядь ты на брюхо мое; Ты скотина, но, право, скотина лихой, И скотство по нутру мне твое». (Продолжение когда-нибудь) 1824 Примечания 95. Совр., 1854, № 2, с. 39 (отрывки); РА, 1871, № 7—8, с. 1007 (контаминация текстов Дельвига и Остолопова); PC, 1890, № 6, с. 677 (по копии Измайлова из архива Хвостова); ПС, вып. V, с. 157 (по копии Керн); ПЛ, с. 196 (по автографу). Датируется 1824 годом (после выхода «Замка Смальгольм»). О происхождении пародии сохранился рассказ А. И. Дельвига: «Когда Жуковский написал „Замок Смальгольм”, все прельщались этим стихотворением и, между прочими, Пономарева, которая раз сказала Дельвигу, что он не в состоянии написать ничего подобного. Дельвиг, конечно в шутку, отвечал, что, напротив, ничего нет...
    3. К А. Е. Измайлову
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: К А. Е. Измайлову 89. К А. Е. И<ЗМАЙЛОВУ> Мой по каменам старший брат, Твоим я басням цену знаю, Люблю тебя, но виноват: В тебе не все я одобряю. К чему за несколько стихов, За плод невинного веселья, Ты стаю воружил певцов, Бранящих все в чаду похмелья? Твои кулачные бойцы Меня не выманят на драку, Они, не спорю, молодцы, Я в каждом вижу забияку, Во всех их взор мой узнает Литературных карбонаров, Но, друг мой, я не Дон-Кишот — Не посрамлю своих ударов. 1822 или 1823 Примечания 89. Совр., 1854, № 9, с. 44.
    4. Бороздин А.: Дельвиг А. А.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: в издании рукописных школьных журналов (между прочим в "Лицейском Мудреце" имеется помета: "Печатать разрешается. Цензор барон Дельвиг", из чего Я. К. Грот заключает, что Дельвиг, "всеми уважаемый за свою основательность, просматривал статьи до переписки их начисто"), Дельвиг очень рано, вместе с теми же товарищами, начинает печатать свои стихотворения. В 1814 г. в "Вестнике Европы" помещены им патриотическая ода: "На взятие Парижа" и стихотворения: "к Диону", "К поэту-математику", "к Лилете", "Эпиграмма", "Старик", "ІІервая встреча". В следующем году несколько стихотворений было напечатано в "Российском Музеуме". Другие известные нам произведения Дельвига этого времени, за исключением "Прощальной песни воспитанников Императорского Царскосельского Лицея", помещенной в "Сыне Отечества" 1817 г., появились в печати уже позже или в "Трудах Общ. Любит. Рос. Словесности" 20 годов, или же после смерти поэта в "Русском Архиве", "Современнике", "Библиографических Записках". Этот факт свидетельствует о строгой разборчивости Дельвига по отношению к своим произведениям, между тем как его товарищи очень высоко ценили его поэтическое дарование, что видно, не говоря уже о позднейших похвалах Пушкина, из любопытной характеристики лицейских произведений Дельвига, которую мы находим в письме Илличевского к Фуссу от 28 февраля 1816 г. "Познакомясь...
    5. Призвание
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: 55. ПРИЗВАНИЕ Дева, дева! в сень дубровы, К речке, спящей в камышах, Приходи: Эрот суровый Мне уж в трех являлся снах! Две стрелы спустил он с лука К двум противным сторонам — Знаю, нам грозит разлука, Сердце верит вещим снам. Скоро ль тяжкие мученья Усладишь лобзаньем ты И мгновеньем наслажденья Утолишь мои мечты? Друг, поверь, что я открою: Время с крыльями! — лови! Иль оно умчит с собою Много тайного в любви!.. Бойся строгого Гимена! За решеткой и замком Знает разницу Климена Быть в венке и под венцом. 1817 Примечания 55. ОЗ, 1854, № 3, с. 17 (без последней строфы). Изд. 1934, с. 394 (полностью). По-видимому, написано в Кременчуге (в ранней ред. упоминается река Псел). (См.: Ранние редакции...) Ранняя редакция 55. К ОЛИНЬКЕ Олинька, под тень дубравы, Псол где вьется в берегах, Приходи! Мне бог забавы В трех уже являлся снах! Мрачный, две стрелы на луке К двум он метил сторонам: Поспеши! то знак разлуке! Как таким не верить снам? Долго ль, милая, на муки Отвечать невинно мне? Кинься в пламенные руки, Сладкой вверься тишине! Верь тому, что я открою! Время с крыльями! лови! Иль оно умчит с собою Много тайного в любви! Бойся матерь и Гимена! За решеткой и замком Знает разницу Климена Быть в венке иль под...
    6. Стихи. Список условных сокращений
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Верховский Ю. Барон Дельвиг: Материалы биографические и литературные... Пб., 1922. Виноградов - Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. Врем. ПК - Временник Пушкинской комиссии, 1962-1981, М.; Л., 1963-1985. Вяземский - Вяземский П. А. Полное собрание сочинений, т. I-XII. СПб., 1878-1896. Г - Галатея. Гаевский, 1-4-Гаевский В. П. Дельвиг. Статьи 1-4. - Современник, 1853, N 2, отд. III, с. 45-88; N 5, отд. III, с. 1-66; 1854, N 1, отд. III, с. 1-52; N 9, отд. III, с. 1-64. Гастфрейнд - Гастфрейнд Н. Товарищи Пушкина по имп. Царскосельскому Лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811 - 1817 гг., т. I-III. СПб., 1912-1913. Гоголь - Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений, т. I-XIV. М., 1937-1952. ГПБ - Отдел рукописей Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). Греч - Греч Н. И. Записки о моей жизни. М.; Л., 1930. А. И. Дельвиг - Дельвиг А. И. Мои воспоминания, т. 1-4. М., 1912-1913. ИВ - Исторический вестник. Изд. 1829 - Стихотворения барона Дельвига. СПб., 1829. Изд. 1893. - Сочинения барона А. А. Дельвига. С приложением биографического очерка, составленного Вал. В. Майковым. СПб., 1893. Изд. 1934 - Дельвиг А. А. Полное собрание стихотворений / Ред. и примеч. Б. Томашевского. Вступ. статьи И. Виноградова и Б. Томашевского. Л., 1934. (Б-ка поэта, Большая серия). Изд. 1959 - Дельвиг А. А....
    7. Биография (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: г. служил в министерстве внутр. дел. Стихотворения свои он печатал в "Росс. музеуме" (1815), "Новостях литературы", "Благонамеренном", "Соревнователе просвещения" и альманахах 20-х гг. В 1825 г. Д. женился на С. М. Салтыковой, и у него начались литературные вечера, на которые собирались друзья поэта: Пушкин, Жуковский, Баратынский, Плетнев, Языков. В это же время он начинает свою издательскую деятельность: в 1825-32 гг. вместе с О. М. Сомовым он выпустил 8 книжек альманаха "Северные цветы", в 1829-30 г. — 2 книжки альманаха "Подснежник", а с 1830 г. предпринял издание "Литературной газ.", которое продолжалось после его смерти. "Ленивый баловень" и в школе, и в служебной деятельности, Д. столь же беспечно относился и к своей музе. Писал он очень мало. Лени, вероятно, немало способствовала и тучная фигура поэта. Тем не менее он не был свободен от увлечений; предметом одного из них была С. Д. Пономарева, которой он посвятил несколько недурных стихотворений. Поэзия Д. развивалась по двум направлениям. С одной стороны, он стремился быть эллином и в подражание древним писал антологические стихотворения, идиллии во вкусе Феокрита и т. п.; с другой — он увлекался русской народной поэзией и подражал народной лирической песне, иногда не без успеха. И тут, и там, однако, у него звучат немецкое сентиментальное добродушие и немецкая же меланхолическая задумчивость, присоединяющая его к школе романтиков. Стихи Дельвига гладкие и старательные, но не смелые и не яркие. Для историка литературы...
    8. Вацуро В.: Антон Дельвиг — литератор
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    Часть текста: от литературной жизни 1820—1830-х гг. Осознание его подлинной роли в литературе, богатой блестящими именами, приходило с течением времени: так, ближайшему поколению она была не вполне понятна, и да же первый биограф его, В. П. Гаевский, с любовью и тщанием собиравший материалы для его жизнеописания, рассматривал их скорее как подсобные для будущей полной биографии Пушкина 1 . Только в наше время Дельвиг стал изучаться как самостоятельный и оригинальный поэт 2 . Творчество Дельвига нелегко для понимания. Оно нуждается в исторической перспективе, в которой только и могут быть оценены его литературные открытия. Но понять его, осмыслить его внутреннюю логику и закономерности, почувствовать особенности его поэтического языка — значит во многом приблизиться к пониманию эпохи, давшей человечеству Пушкина. Тот, кто решится на эту работу, будет сторицей вознагражден перед ним раскроются художественные и — шире — духовные ценности, которые были сменены другими, но не умерли и не исчезли и постоянно напоминают о себе нашему эстетическому сознанию — хотя бы тогда, когда мы слушаем романсы Глинки, Даргомыжского, Алябьева, или М. Яковлева на слова Дельвига — «Соловей», «Когда, душа, просилась ты » и др. По отцу Дельвиг принадлежал к старинному эстляндскому баронскому роду, совершенно оскудевшему задолго до его рождения; семья жила на жалованье отца, плац-майора в Москве, а потом окружного генерала внутренней стражи в Витебске; за матерью его было крошечное имение в Тульской губернии. Будущий поэт...
    9. Голубева О. Д.: Дельвиг А. А.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: поэт, издатель, в ПБ 1820-25. Из рода обрусевших лифляндских дворян, потомков рыцарей-меченосцев. Первонач. образование получил в частном пансионе в Москве. Учился в Царскосельском лицее вместе с А. С. Пушкиным (1811-17), считавшим его в числе близких друзей. Был первым лицеистом, напечатавшим свои стихи. В июне 1814 в "Вест. Европы" (№ 12) появилось его стихотворение "На взятие Парижа". Сочинил прощальную песню лицеистов, к-рую они исполняли потом еще двадцать лет при выпусках. По успехам окончил лицей почти последним. После окончания Лицея назначен в канц. Деп. горных и соляных дел. В 1818 был избран в ВОЛСНХ. В О-ве занимал должность "цензора стихов", т. е. рецензента представлявшихся в О-во стихотв. произв. 28 февр. 1819 ушел из Деп. и определился в канц. министра финансов. В марте 1819 вступил в о-во "Зеленая лампа", где его товарищами были А. С. Пушкин, Н. И. Гнедич, Ф. Н. Глинка, Я. Н. Толстой и др. В поэзии подражал древ, (идилии) и рус. нар. песням. Разработал в рус. поэзии форму сонета. Пушкин высоко ценил его стихи. До офиц. запрета (1822) принадлежал к ложе масонов "Избранный Михаил", гл. целью к-рой была благотворительность. К этой ложе принадлежали также В. К. Кюхельбекер и его брат Михаил, Н. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка, Н. И. Греч и...
    10. Элизиум поэтов
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: поэтов 41. ЭЛИЗИУМ ПОЭТОВ За мрачными Стигийскими брегами, Где в тишине Элизиум цветет, Минувшие певцы гремят струнами, Их шумный глас минувшее поет. Толпой века в молчании над ними, Облокотясь друг на друга рукой, Внимают песнь и челами седыми Кивают, бег воспоминая свой. И изредка веками сонм почтенный На мрачный брег за Эрмием грядет — И с торжеством в Элизиум священный Тень Гения отцветшего ведет. Их песнь гремит: «Проклят, проклят богами, Кто посрамил стихами муз собор!» О, горе! он чугунными цепями, Как Прометей, прикован к темю гор; Вран зависти льет хлад в него крылами И сердце рвет, и фурий грозный взор Разит его: «Проклят, проклят богами!» С шипеньем змей их раздается хор. — О юноша с невинною душою, Палладою и Фебом озарен, Почто ступил ты дерзкою ногою За Кипрою, мечтами ослеплен? Почто, певец, когда к тебе стучалась Прелестница вечернею порой, И тихо грудь под дымкой колебалась, И взор светлел притворною слезой, Ты позабыл твой жребий возвышенный И пренебрег душевной чистотой, И,...