• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1925"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Сергей Александрович Есенин. Тайна комнаты № 5
    Входимость: 9. Размер: 28кб.
    2. Модзалевский Б. Л.: Пушкин, Дельвиг и их петербургские друзья в письмах С. М. Дельвиг
    Входимость: 2. Размер: 264кб.
    3. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Владимир Владимирович Маяковский. Любовь и смерть
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    4. Благой Д.: Дельвиг (Литературная энциклопедия в 11 т., 1929-1939.)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    5. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Даниил Иванович Хармс. Детский поэт, который писал для взрослых
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    6. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Николай Алексеевич Клюев. "Старообрядец"
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    7. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Марина Ивановна Цветаева. Последние дни
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    8. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Осип Эмильевич Мандельштам. Жертва преследования
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    9. Биография (Большая советская энциклопедия. 1969—1978.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Сергей Александрович Есенин. Тайна комнаты № 5
    Входимость: 9. Размер: 28кб.
    Часть текста: Александрович Есенин. Тайна комнаты № 5 Утро 28 декабря 1925 года было хмурым и пасмурным, но не морозным, что вообще-то было обычно для ленинградских зим. Надо отметить, что в этот год первая половина зимы выдалась особенно теплой, и потому гостиница «Англетер» практически не отапливалась. Ее жизнь шла своим чередом. Часы показывали начало одиннадцатого. Женщина, закутанная в теплую шаль, уже некоторое время стучала в дверь комнаты № 5, за которой не было ни движения, ни звука. Это была Елизавета Устинова, жена заведующего вечерним выпуском «Красной газеты», жившая она с мужем здесь же, в номере 130. И зашла она за самоваром, который одолжила соседу накануне. Соседа звали Сергей Александрович Есенин. Дверь не отпирали. В это время подошел Вольф Эрлих, который должен был встретиться с поэтом в это утро. Эрлих заподозрил неладное, и основания у него для этого были. Душевное состояние Есенина оставляло желать лучшего. Совсем недавно, не долечившись в московской клинике, где он пытался избавиться от алкоголизма, поэт неожиданно решил переехать в Ленинград. Он словно бежал из Москвы, от прошлого, от шлейфа скандалов, тянувшегося за ним. А может быть, и от чего-то еще. Отчаявшись достучаться, Устинова отправилась к управляющему гостиницы, чтобы...
    2. Модзалевский Б. Л.: Пушкин, Дельвиг и их петербургские друзья в письмах С. М. Дельвиг
    Входимость: 2. Размер: 264кб.
    Часть текста: смертных восхитит бессмертного Аполлон на Олимп торжествующий. С годами взаимное понимание и любовь росли, крепли и становились все более сознательными; в разлуке друзья переписывались, -- и нам известен ряд их дружески-нежных писем друг к другу; в периоды совместной жизни в Петербурге они видались чуть не ежедневно, -- то в обществе "Зеленой Лампы", то у общих друзей и знакомых, то в доме родителей Пушкина, у которых, по выходе из Лицея, жил поэт. Они были так нежно преданы один другому, что при встрече целовали друг у друга руку... Естественно поэтому, что когда Дельвиг задумал жениться, Пушкин, узнав о предстоящей перемене в судьбе друга, принял весть с волнением: "Женится ли Дельвиг? Опиши мне всю церемонию. Как он хорош должен быть под венцом! Жаль, что я не буду его шафером", -- писал он Плетневу в середине июля 1825 г. из Михайловской ссылки где незадолго до того посетил его Дельвиг, -- а вскоре писал самому Дельвигу: "Ты, слышал я, женишься в Августе,-- поздравляю, мой милый! будь счастлив, хоть это чертовски мудрено. Цалую руку твоей невесте и заочно люблю ее как дочь Салтыкова и жену Дельвига". Пушкин не сомневался в выборе своего друга,-- невеста была дочерью просвещенного человека, -- "почетного гуся" и "природного члена" "Арзамаса", Михаила Александровича Салтыкова,-- но мизантропически тогда настроенный, он не верил вообще в человеческое счастье. Однако, когда свадьба друга состоялась, -- он радостно-шутливо приветствовал своего друга и его молодую жену, из которой просил непременно сделать "Арзамаску". Личное знакомство его с нею состоялось, как увидим ниже, лишь в конце мая 1827 г., но нет сомнения в том, что Пушкин еще заочно полюбил Софью Михайловну Дельвиг, как жену своего друга и брата; о первой встрече с поэтом и о последовавшем затем сближении с ним С. М. Дельвиг довольно ...
    3. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Владимир Владимирович Маяковский. Любовь и смерть
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: Другие в качестве причины называют неудачно прошедшую выставку. Но в действительности внутренний конфликт был значительно глубже, чем бытовые или любовные неудачи. Когда умер Есенин, в его самоубийство моментально поверила вся страна. В самоубийство Маяковского, напротив, долго не верили, причем не верили те, кто знал его хорошо. Утверждали, что он всегда резко осуждал такие поступки, что Маяковский был слишком силен, слишком велик для этого. Да и какие у него были причины для самоубийства? Когда Луначарскому позвонили и сообщили о случившемся, он, решив, что его разыгрывают, бросил трубку. Многие, услышав, что Маяковский застрелился, смеялись и говорили: «Прекрасная первоапрельская шутка!» (трагическое событие действительно случилось 1 апреля по старому стилю). После публикаций в газетах люди начали размышлять о происшедшем, но и тогда в самоубийство не верил никто. Готовы были скорее поверить в убийство, в несчастный случай. Но предсмертная записка Маяковского не оставляла никаких сомнений: он именно застрелился, и сделал это сознательно. Вот текст записки: «Всем В том, что умираю, ни вините никого, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля, люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят — «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась в быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский. 12/IV-30 г....
    4. Благой Д.: Дельвиг (Литературная энциклопедия в 11 т., 1929-1939.)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: стихи Д. начал еще на лицейской скамье; первое стихотворение - патриотическая ода "На взятие Парижа" - помещено в "Вестнике Европы" в 1814 году, на месяц раньше первого стихотворения Пушкина. Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. Издание с 1825 ежегодного альманаха "Северные цветы" ставит Д. в центр лит-ой деятельности пушкинской группы, в качестве объединителя всех ее основных творческих сил, "друга и советника" старших ее представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых утонченных лит-ых салонов эпохи. В 1830 Д. издает при ближайшем участии Пушкина и кн. Вяземского "Литературную газету" - боевой орган "лит-ой аристократии", деятелей "чистого искусства" - поэтов-дворян, противопоставляющих себя "лавочникам" от лит-ры, журналистам-профессионалам типа Булгарина (см.). По настояниям и доносам последнего Д. был отстранен Бенкендорфом от издания газеты, обратившей на себя неблагосклонное внимание николаевского правительства. Чрезвычайно грубое обхождение Бенкендорфа с Д., вызванным им для объяснений, по настойчивым свидетельствам современников, послужило одной из причин болезни и преждевременной смерти поэта. Принадлежность Д., как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещенному с высот...
    5. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Даниил Иванович Хармс. Детский поэт, который писал для взрослых
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: стало считать днем рождения Д. Ювачева 17(30) декабря. Отец Даниила был морским офицером и в 1883 году принимал участие в революционном движении, за что был привлечен к суду. В 1884 году по «делу 14-ти» его приговорили к смертной казни. Впоследствии этот приговор заменили 15-летним заточением, четыре года из которых он провел в одиночной камере в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, а остальные на каторге. Там отец Даниила Хармса написал большое количество книг, в том числе и на религиозные темы: «Восемь лет на Сахалине» (1901), «Между миром и монастырем» (1903), «Шлиссельбургская крепость» (1907), «Тайны Царства Небесного» (1910). Во время ссылки на Сахалине Иван Павлович Ювачев следил за работой метеостанции. Через некоторое время он был освобожден досрочно, после чего поселился во Владивостоке. За время своей каторги он очень сильно изменился – из революционера и атеиста превратился в государственника и ревностного христианина. В это время у Ивана Ювачева начала проявляться склонность к мистике. И все это несмотря на то, что он был членом-корреспондентом физического отделения Академии наук. Отрицая признанное большинством толкование Священного Писания, приведенное в религиозных брошюрах, он даже имя для своего сына выбрал не просто так. Рождению мальчика предшествовали три события. Первое – это то, что его рождение совпало с днем памяти святого Даниила. Второе – отец Хармса увидел этого древнееврейского пророка во сне. Третье – имя Даниил переводится как «Суд Божий», и Иван Ювачев видел в этом священный знак из-за событий, связанных с революцией 1905 года. Таким образом, Даниил Ювачев с самого своего рождения соединил в себе определенную долю мистики и реализма. Мать Даниила Ювачева была дворянкой и также имела отношение к каторжной жизни: в 1900-е годы она содержала в Петербурге приют для бывших каторжанок. Даниил Ювачев учился в немецкой...
    6. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Николай Алексеевич Клюев. "Старообрядец"
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: Николай Алексеевич Клюев родился 10 октября 1884 года в деревне Коштуге Коштугской волости Олонецкой губернии на реке Вытегра. Любовь к искусству, по мнению исследователей творчества поэта, была привита ему матерью, происходившей из крестьянской старообрядческой семьи. Население деревни, в которой родился Клюев, было своеобразной сектой, строго соблюдавшей религиозные обычаи. Мальчик все свое детство провел в этой секте, и нет сомнений в том, что именно это и повлияло на его мировоззрение. Мать, Прасковья Дмитриевна, родилась в Заонежье в семье старообрядцев. Она научила Николая всему тому, что знала сама. Именно она привила Николаю любовь к народному творчеству – он очень ценил русские народные предания, песни, духовные стихи, сказки. Позже Николай Клюев вспоминал: «Грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости обязан своей покойной матери, память которой и чту слезно, даже до смерти». Стихотворения, посвященные матери, литературные критики признали вершиной творчества Н. Клюева. Николай Клюев всегда тепло отзывался о матери и очень тяжело переживал ее смерть: «А так у меня были дивные сны. Когда умерла мамушка, то в день ее похорон я приехал с погоста, изнемогший от слез. Меня раздели и повалили на пол, близ печки, на соломенную постель. И я спал два дня, а на третий день проснулся, часов около 2 дня, с таким криком, как будто вновь родился. В снах мне явилась мамушка и показала...
    7. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Марина Ивановна Цветаева. Последние дни
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: же решилась так радикально решить все свои проблемы, одним махом освободившись и от постылой жизни, и от борьбы за свое существование. Самоубийство – необратимый шаг, и решиться на него можно только в страшном душевном смятении или же по трезвому расчету, впрочем, как выяснили историки, второе к Цветаевой ни в коей мере не относилось, поскольку она, как и всякий поэт, любила жизнь, тем более свою, и много лет боролась за свое существование. Несмотря на то, что причины, которые подтолкнули поэтессу к роковому решению, так и остались до конца не выясненными, можно предположить, что это была совокупность непроходящей нищеты, душевного нездоровья, притеснений НКВД и сама Елабуга – бесцветная и безгранично жестокая провинция, куда Цветаеву привела жизнь. Однако самоубийство обычно происходит вдали от чужих глаз и, по мнению самой Цветаевой, сказавшей эти слова о Маяковском, «длилось оно не спуск курка». По мнению исследователей, Цветаева еще задолго до своей смерти размышляла о самоубийстве, как бы программируя на него свое сознание, ведь недаром важную роль в ее творчестве играла тема смерти и сопутствующих ей негативных эмоций, достаточно вспомнить хотя бы ее известное произведение, написанное незадолго до смерти, которое так и называлось –...
    8. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Осип Эмильевич Мандельштам. Жертва преследования
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: в 1911–1917 годах в Петербургском университете изучал романскую филологию. Осип Мандельштам впервые начал писать стихотворения в 1906 году, писал он в основном в народном стиле, с 1908 года он вплотную занялся творчеством, в это время им было написано много стихотворений. Свое первое произведение Осип Мандельштам опубликовал в 1910 году. В этом же году Мандельштам начал интересоваться символизмом, он познакомился с В. И. Ивановым, отправлял ему свои стихи. В это время он пытался сочетать «суровость Тютчева с ребячеством Верлена», возвышенность с детской непосредственностью. Стихотворения Осипа Мандельштама полны размышлений о хрупкости окружающего мира и самого человека, о неразгаданной вечности судьбы. В одном из стихотворений, написанных в юности, Осип Мандельштам написал: Неужели я настоящий И действительно смерть придет? После этого Ирина Одоевцева задала ему вопрос: «Осип Эмильевич, неужели вы правда не верите, что умрете?». На это О. Мандельштам ответил: «Не то что не верю. Просто я не уверен в том, что умру. Я сомневаюсь в своей смерти. Не могу себе представить. Фантазии не хватает». Строчки его стихотворений неожиданно просты и полны конкретных образов – описание природы, стихотворные натюрморты и т. д. В своих произведениях после 1910 года автор ищет ...
    9. Биография (Большая советская энциклопедия. 1969—1978.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: (Большая советская энциклопедия. 1969—1978.) Дельвиг Антон Антонович [6(17). 8. 1798, Москва, ‒ 14(26). 1. 1831, Петербург], русский поэт, барон. Окончил в 1817 Царскосельский лицей, где сблизился с А. С. Пушкиным. Начал печатать стихи ещё будучи лицеистом. В 1818 избран в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В поэзии выступил оригинальным продолжателем классической традиции (К. Н. Батюшкова и др.). Основные жанры его лирики ‒ подражания древнегреческим поэтам (идиллии) и стихи в духе рус. народных песен. Увлечение античностью было связано для Д. с романтическими поисками гармонической простоты и естественности чувства. Несмотря на свою камерность, лирика Д. сыграла видную роль в развитии поэтических форм и метрической техники (Д. одним из первых в рус. поэзии разработал форму сонета). Пушкин писал, что в его стихах «... заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял» (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 316). С 1825 Д. издавал альманах «Северные цветы» (1825‒31), с 1830 (совместно с Пушкиным) «Литературную газету» (1830‒1831). Оба издания объединяли поэтов пушкинского круга и защищали их позиции в литературной борьбе 20-х гг. Некоторые песни Д. положены на музыку: «Соловей» (музыка А. А. Алябьева), «Не осенний мелкий дождичек» (музыка М. И. Глинки). Соч.: Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст. Б. Томашевского, 2 изд., Л., 1959; Стихотворения, ...