• Приглашаем посетить наш сайт
    Вересаев (veresaev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1959"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Критика. Список условных сокращений
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    2. Идиллия А. А. Дельвига "Изобретение ваяния" и "скульптурный миф" в творчестве русских романтиков (автор неизвестен)
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    3. Медея
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    4. Стихи. Список условных сокращений
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    5. Отставной солдат (Русская идиллия)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    6. Вацуро В. Э.: Дельвиг
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    7. * * * ("Не осенний частый дождичек... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    8. "Не то беда, что ты поляк... "
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    9. К И. И. Пущину (4-го мая)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    10. Певцы 15-го класса
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    11. Голубева О. Д.: Дельвиг А. А.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    12. * * * ("Наш приятель, Пушкин Лев... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    13. Вацуро В.: Антон Дельвиг — литератор
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    14. Биография (Большая советская энциклопедия. 1969—1978.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    15. Стихи на рождение В. К. Кюхельбекера
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    16. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Николай Михайлович Рубцов. "Я умру в крещенские морозы... "
    Входимость: 1. Размер: 27кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Критика. Список условных сокращений
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: М. П. Погодина, кн. 1-22. СПб., 1888-1910. БЗ - Библиографические записки. Блинова - Блинова Е. М. "Литературная газета" А. А. Дельвига и А. С. Пушкина. 1830-1831. Указатель содержания. М., 1966. Боратынский, 1951 - Боратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. М., 1951. Вацуро - Вацуро В. Э. "Северные цветы": История альманаха Пушкина-Дельвига. М., 1978. BE - Вестник Европы. Верховский - Верховский Ю. Барон Дельвиг: Материалы биографические и литературные... Пб., 1922. Виноградов - Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. Врем. ПК - Временник Пушкинской комиссии, 1962-1981, М.; Л., 1963-1985. Вяземский - Вяземский П. А. Полное собрание сочинений, т. I-XII. СПб., 1878-1896. Г - Галатея. Гаевский, 1-4-Гаевский В. П. Дельвиг. Статьи 1-4. - Современник, 1853, N 2, отд. III, с. 45-88; N 5, отд. III, с. 1-66; 1854, N 1, отд. III, с. 1-52; N 9, отд. III, с. 1-64. Гастфрейнд - Гастфрейнд Н. Товарищи Пушкина по имп. Царскосельскому Лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811 - 1817 гг., т. I-III. СПб., 1912-1913. Гоголь - Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений, т. I-XIV. М., 1937-1952. ГПБ - Отдел рукописей Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). Греч - Греч Н. И. Записки о моей жизни. М.; Л., 1930. А. И. Дельвиг - Дельвиг А. И. Мои воспоминания, т. 1-4. М., 1912-1913. ИВ - Исторический вестник. Изд. 1829 - Стихотворения барона Дельвига. СПб., 1829. Изд. 1893. - Сочинения барона А. А. Дельвига. С приложением биографического очерка, составленного Вал. В. Майковым. СПб., 1893. Изд. 1934 - Дельвиг А. А. Полное собрание стихотворений / Ред. и примеч. Б. Томашевского. Вступ. статьи И. Виноградова и Б....
    2. Идиллия А. А. Дельвига "Изобретение ваяния" и "скульптурный миф" в творчестве русских романтиков (автор неизвестен)
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    Часть текста: и сообщений, не только для факультативных занятий, но и для обзорных тем по курсам литературы IX класса. Мы уж и не говорим о литературоведческом потенциале этой статьи, столь необходимой сегодня словеснику. Среди пластических искусств античности романтиков привлекала скульптура. И хотя искусство скульптуры традиционно близко классицизму, романтизм, в особенности в своих эстетических построениях, стремится к формированию собственного взгляда на него, параллельно с которым в поэзии развивается романтическая "скульптурная мифология". Благоприятную почву для развития этого интереса создавали европейские археологические открытия конца XVIII в., появившиеся вслед за ними труды и энциклопедии по мифологии и истории искусства античности, изучение древних языков и новые переводы классических авторов. Пластический образ античности формировался в процессе обращения к скульптурно-мифологической сюжетике, легендарным биографиям великих ваятелей древности, отдельным шедеврам античной скульптуры. В русском романтизме 1820 - 1830-х гг. "скульптурный миф" проходит два этапа развития, которые связаны с общим изменением романтических представлений об античности. Новые тенденции зарождались поначалу в среде московских профессоров, получивших европейское образование. Испытав влияние немецкой философии кантовской школы, познакомившись с идеями Гердера и Винкельмана, они постепенно меняют французскую ориентацию на немецкую в...
    3. Медея
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    Часть текста: Язон, вождь Фессалийский. * Креон, царь Коринфский. Креуза, дочь Креона. Дети Медеи. * Родопа, наперсница Медеи. Ифит, наперсник Язона. Сидиппа, наперсница Креузы. Свита Креона. ДЕЙСТВИЕ II Явление I Медея (одна) Где я, несчастная? Весь дух мой возмущен! Что зрела, слышала? то истина иль сон? Не узнаю себя, бегу и цепенею. Не слышатся ль мне шум и песни Гименею? Так, торжеством Коринф гремит в своих стенах; Отверсты храмы все, все алтари в цветах! Пир, ненавистный мне, спеша приготовляют; Все, все неверного с Креузой прославляют. Язон - кто б думать мог? - Язон мне изменил; От ложа он жену позорно удалил! Что говорю - жену? Несчастная Медея! Нет для тебя надежд! нет боле Гименея! Неверный, разорвал он узы брака сам. О боги-мстители, я прибегаю к вам! Вы слышали его обеты, уверенье, Карайте дерзкого, отмстите оскорбленье. О солнце, ты ль меня оставишь в бедстве сем? Тебе родитель мой обязан бытием; Ты видишь от небес бесчестие Медеи И светишь на Коринф? и зрят тебя злодеи? Перемени свой путь, ты отврати свой зрак И погрузи весь мир в смятение и мрак! Или - твоих коней вручи мне с колесницей: В прах все я превращу под мстительной десницей, С их пламенем на Истм Медея упадет И разгромит Коринф и дерзкий с ним народ. И страшный гнев ее, с самой природой споря, Облегшие Коринф соединит два моря. Но тщетные мольбы! и мне ль в моих бедах, Мне ль помощи теперь искать на небесах? Нет, вы, подземные богини эвмениды! Придите вы омыть Медеины обиды! Всю к человечеству мы жалость умертвим; Всю черноту волшебств здесь к трепету явим. Пусть кровь дымящаясь, пусть мертвых бледны виды На Истме то явят, что зрели средь Колхиды. Нет! в злодеянии и то мы превзойдем; Тогда, от младости неопытная в нем, Душою чистою, невинной я любила, Тогда длань робкую одна любовь водила, Теперь и ненависть, и горесть, и любовь Неистовым огнем мою...
    4. Стихи. Список условных сокращений
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: газета" А. А. Дельвига и А. С. Пушкина. 1830-1831. Указатель содержания. М., 1966. Боратынский, 1951 - Боратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. М., 1951. Вацуро - Вацуро В. Э. "Северные цветы": История альманаха Пушкина-Дельвига. М., 1978. BE - Вестник Европы. Верховский - Верховский Ю. Барон Дельвиг: Материалы биографические и литературные... Пб., 1922. Виноградов - Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. Врем. ПК - Временник Пушкинской комиссии, 1962-1981, М.; Л., 1963-1985. Вяземский - Вяземский П. А. Полное собрание сочинений, т. I-XII. СПб., 1878-1896. Г - Галатея. Гаевский, 1-4-Гаевский В. П. Дельвиг. Статьи 1-4. - Современник, 1853, N 2, отд. III, с. 45-88; N 5, отд. III, с. 1-66; 1854, N 1, отд. III, с. 1-52; N 9, отд. III, с. 1-64. Гастфрейнд - Гастфрейнд Н. Товарищи Пушкина по имп. Царскосельскому Лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811 - 1817 гг., т. I-III. СПб., 1912-1913. Гоголь - Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений, т. I-XIV. М., 1937-1952. ГПБ - Отдел рукописей Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). Греч - Греч Н. И. Записки о моей жизни. М.; Л., 1930. А. И. Дельвиг - Дельвиг А. И. Мои воспоминания, т. 1-4. М., 1912-1913. ИВ - Исторический вестник. Изд. 1829 - Стихотворения барона Дельвига. СПб., 1829. Изд. 1893. - Сочинения барона А. А. Дельвига. С приложением биографического очерка, составленного Вал. В. Майковым. СПб., 1893. Изд. 1934 - Дельвиг А. А. Полное собрание стихотворений / Ред. и примеч. Б. Томашевского. Вступ. статьи И....
    5. Отставной солдат (Русская идиллия)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: сестрам. 2-й пастух На руку, обопрись! Да не сюда, А на тулуп раскинутый ложися! Солдат Спасибо, друг, господь тебе заплатит! — Ах, братцы! Что за рай земной у вас Под Курском! В этот вечер словно чудом Помолодел я, вволю надышавшись Теплом и запахом целебным! Любо, Легко мне в воздухе родном, как рыбке В реке студеной! В царствах многих был я! Попробовал везде весны и лета! В иных краях земля благоухает, Как в светлый праздник ручка генеральши — И дорого, и чудно, да не мило, Не так, как тут! Здесь целым телом дышишь, Здесь все суставчики в себя впивают Простой, но сладкий, теплый воздух; словом, Здесь нежишься, как в бане старых бар! И спать не хочется! Играл бы все До солнышка в девичьем хороводе. 3-й пастух И мы б, земляк, играть не отказались! Да лих нельзя! Село далеко! Стадо ж Покинуть без присмотра, положившись Лишь на собак, опасно, сам ты знаешь! Как быть! Но вот и кашица поспела! Перекрестяся, примемся за ужин. А после, если к сну тебя не клонит, То расскажи нам (говоришь ты складно) Про старое свое житье-бытье! Я чай, везде бывал ты, все видал! И домовых, и водяных, и леших, И маленьких людей, живущих там, Где край земли сошелся с краем неба, Где можно в облако любое вбить Крючок иль гвоздь и свой кафтан повесить. Солдат Вздор мелешь, малый! Уши вянут! Полно! Старухи врут вам, греясь на печи, А вы им верите! Какие черти Крещеному солдату захотят Представиться? Да ныне ж человек Лукавей беса! Нет, другое чудо Я видел, и не в ночь до петухов, Но днем оно пред нами совершилось! Вы слышали ль, как заступился бог За православную державу нашу, Как сжалился он над Москвой горящей, Над бедною землею, не посевом, А вражьими ватагами покрытой,— И раннюю зиму послал нам в помощь, Зиму с морозами, какие только В Николин день да около Крещенья Трещат и за щеки и уши ...
    6. Вацуро В. Э.: Дельвиг
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Пушкиным; знакомство вскоре переросло в тесную дружбу. По воспоминаниям Пушкина, в лицее Д. развивался медленно, не отличаясь способностями к наукам; однако леность и флегматичность сочетались у него с живостью ума и воображения, независимостью поведения и рано пробудившейся любовью к поэзии. Д. увлекается Г. Р. Державиным, хорошо знает изданное В. А. Жуковским в 1810--1811 гг. "Собрание русских стихотворений..." под руководством лицейского профессора Н. Ф. Кошанского, читает Горация и с помощью В. К. Кюхельбекера знакомится с немецкой поэзией XVIII в. (Ф. Шиллер, Ф. Г. Клопшток, Г. А. Бюргер, Л. -Г. Гельти и др.). Особое внимание уделяет он, однако, изучению русской литературы; по свидетельству директора лицея Е. А. Энгельгардта, знает ее лучше всех своих товарищей и "воинствующе" отстаивает ее красоты. В лицее он начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов; в его стихотворениях "К Диону" (1814), "К Лилете" (1814), "К Дориде" (1815) Пушкин находил "необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он изменял" (Пушкин А. С. О Дельвиге // Собр. соч. -- М., 1962. -- Т. 7. -- С. 293). В 1814 г. Д. дебютирует в печати патриотической одой "На взятие Парижа" и в 1814--1815 гг. систематически помещает стихи в журналах "Вестник Европы" и "Российский музеум". Окончив в 1817 г. лицей (Д. принадлежит ставшая лицейским гимном "Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея", 1817), Д. служит в разных ведомствах, а с 1820 г....
    7. * * * ("Не осенний частый дождичек... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: * * * ("Не осенний частый дождичек... ") 115 Не осенний частый дождичек Брызжет, брызжет сквозь туман: Слезы горькие льет молодец На свой бархатный кафтан. «Полно, брат молодец! Ты ведь не девица: Пей, тоска пройдет; Пей, пей, тоска пройдет!» — «Не тоска, друзья-товарищи, Грусть запала глубоко, Дни веселия, дни радости Отлетели далеко» — «Полно, брат молодец! Ты ведь не девица: Пей, тоска пройдет, Пей, пей, тоска пройдет!» — «И как русский любит родину, Так люблю я вспоминать Дни веселия, дни радости, Как пришлось мне горевать». — «Полно, брат молодец! Ты ведь не девица Пей, тоска пройдет, Пей, пей, тоска пройдет!» 1829 Примечания 115. Песни русских поэтов. Л., 1950, с. 147. Печ. по: Изд. 1959, с. 216. Здесь в первой строке слово «мелкий» заменено на «частый» в соответствии с воспоминаниями М. И. Глинки: «Помнится, что вскоре по возвращении с Иматры <...> Дельвиг написал мне романс: „Не осенний частый дождичек...”. Музыку на эти слова я впоследствии взял для романса Антониды „Не о том скорблю, подруженьки...” в опере „Жизнь за царя”» (Глинка М. И. Записки. М.; Л., 1939, с. 95).
    8. "Не то беда, что ты поляк... "
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: то беда, что ты поляк... " <Не то беда, что ты поляк: Костюшко лях, Мицкевич лях! Пожалуй, будь себе татарин,— И тут не вижу я стыда; Будь жид — и это не беда; Беда, что ты Видок Фиглярин.> Сия эпиграмма напечатана в 17 № «Сына отечества и Северного архива» при следующих словах: «Желая угодить нашим противникам и читателям и сберечь сие драгоценное произведение от искажения при переписке, печатаем оное». К сожалению, доброе намерение их не исполнилось. До них дошла эпиграмма известного поэта нашего уже искаженною до пасквиля. Вместо Видока Фиглярина, имени выдуманного, поставлены имя и фамилия г-на Булгарина, что, как читатели наши видят, нет в настоящем списке и быть не может. Эпиграммы пишутся не на лицо, а на слабости, странности и пороки людские. Это зеркало истины, в котором Мидас может видеть свои ослиные уши потому только, что он их имеет в самом деле. Примечания Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10-ти т. М., 1959, т. 2, с. 730—731 (отрывок; публикация Т. Г. Цявловской). Печатается по автографу ИРЛИ. Статья предназначалась для ЛГ; по содержанию и месту в тетради относится к началу мая 1830 г. Об обстоятельствах ее написания см. письмо № 105. Хлопоты Дельвига и Л. С. Пушкина о восстановлении подлинного текста остались безуспешны, так как публикация в СО и СА (1830, № 17, с. 303) была сделана с «высочайшего...
    9. К И. И. Пущину (4-го мая)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: К И. И. Пущину (4-го мая) 53. К И. И. ПУЩИНУ (4-го мая) О друг! в сей незабвенный час Пади перед пенатом И, съединя с друзьями глас, Фалернским непочатым Фиал наполнивши вином, Излей перед богами, Да благо на пути твоем Прольют они реками. Держа могущею рукой, Твой пестун и хранитель Еще от младости златой Твой был путеводитель. И ты без трепета протек Цветущею стезею, И в юность он тебя вовлек Могущею рукою. И вся природа пред тобой Свой вид переменила! Бывало, к розе полевой Тебя игра манила. И с лепетаньем ветерок Меж розами скрывался, Срывая с рук твоих цветок, Тобою забавлялся. А ныне грудь твоя полна Неизъяснимой силой, Везде душа твоя одна, Везде с мечтой унылой. И позабыл ты звук мечей И копий ряд летящий, И уж не льстит душе твоей Фортуны шар парящий. И гений днесь тебя влечет Волшебною долиной, Где купол к небесам несет Над страшною пучиной. В сени дубрав Киприды храм С паросскими столпами, И пред богиней фимиам Возносится с мольбами. Амура загремит стрела! И нимф младых подруга Тебе с улыбкой уж дала Название супруга. Друзья придут в твой светлый дом, И, младость вспоминая, Наполнит чаши нам вином Твоя жена младая! 1817? Примечания 53. Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма [М.], 1956, с. 391 (публикация С. Я. Штрайха по автографу из бумаг Пущина). В Изд. 1959 не вошло. Написано ко дню рождения Пущина, еще в Лицее (помета Пущина— «Лицей»). Датируется условно, по содержанию.
    10. Певцы 15-го класса
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: Расинов подгребал, И по Федоре я попал В певцы 15-го класса. Я сам, Княжевич, от Пегаса Толчки лихие получал И за терпение попал В певцы 15-го класса. Хотел достигнуть я Парнаса, Но Феб мне оплеуху дал, И уж за деньги я попал В певцы 15-го класса *. Кой-что я русского Парнаса, Я не прозаик, не певец, Я не 15-го класса, Я цензор — сиречь — я подлец. Сочинил унтер-офицер Евгений Баратынский с артелью Примечания * В сенате — третьего я класса, А здесь — в 15-й попал — Прим. соч. Баратынский Е. А. Полн. собр. стих., т. 1. Л., 1936, с. 325, по копии А. Е. Измайлова; Изд. 1959. Принадлежность Дельвигу и Баратынскому устанавливается находящимися в том же списке «Куплетами, прибавленными посторонними», принадлежащими А. Е. Измайлову (РЛ, 1975, № 4, с. 156). Певцы 15-го класса — находящиеся за пределами — «табели о рангах», где низшим был XIV класс. Князь Шаховской согнал с Парнаса... — В «прологе в стихах и прозе» А. А. Шаховского «Новости на Парнасе, или Торжество муз» (поставлен 10 июля 1822 г.) происходит изгнание с Парнаса Водевиля, Журнала и Мелодрамы. Хотя и согнан я с Парнаса... — Имеется в виду...