• Приглашаем посетить наш сайт
    Ломоносов (lomonosov.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1814"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Вацуро В. Э.: Дельвиг
    Входимость: 4. Размер: 10кб.
    2. К Диону
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    3. Хлоя
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    4. Первая встреча
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    5. На взятие Парижа
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    6. Кибальник С. А.: Поэтическая эстетика Дельвига
    Входимость: 2. Размер: 75кб.
    7. На смерть кучера Агафона
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    8. К Лилете
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    9. Дельвиг А. И.: Из "Моих воспоминаний"
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    10. Вацуро В.: Антон Дельвиг — литератор
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    11. К поэту-математику
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    12. Эпиграмма ("Поэт надутый Клит... ")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    13. Благой Д.: Дельвиг (Литературная энциклопедия в 11 т., 1929-1939.)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    14. Биография (Биографический словарь. 2000)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    15. Фани (Горацианская ода)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. "Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева мрака". Сочинение сира Валтер-Скотта
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    17. Бороздин А.: Дельвиг А. А.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    18. Идиллия А. А. Дельвига "Изобретение ваяния" и "скульптурный миф" в творчестве русских романтиков (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    19. Досада
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    20. Мои четыре возраста (Экспромт)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    21. Любовь ("Что есть любовь? Несвязный сон...»")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    22. Дифирамб ("Други, пусть года несутся... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    23. Биография (вариант 3, неизвестный автор)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    24. В альбом княжне Волконской
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    25. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Антон Антонович Дельвиг. Трагическая измена
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    26. К Амуру (Из Геснера)
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    27. Надпись к моему портрету
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    28. Бедный Дельвиг
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    29. К А. М. Т - й ("Могу ль забыть то сладкое мгновенье")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    30. Цефиз (Идиллия)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    31. Переводчику Диона
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    32. Куропаткина Марина: Тайны смертей русских поэтов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Слепой рок
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    33. Триолет князю Горчакову
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    34. К Лилете (Зимой)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    35. Орлов В. Н.: Антон Дельвиг
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    36. Биография (вариант 1, неизвестный автор)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    37. К княжне Т. Волконской
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    38. Биография (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    39. Близость любовников (Из Гете)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    40. К фантазии
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    41. Дельвиг А. А. - Родным. (Отрывок), 6 октября 1816 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    42. Первая встреча (Клаудиус Маттиас, перевод)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    43. Элизиум поэтов
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    44. Голубева О. Д.: Дельвиг А. А.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    45. Подражание 1-му псалму
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    46. Макаренко Светлана: Дельвиг Антон Антонович
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    47. Пушкину ("Кто, как лебедь цветущей Авзонии... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    48. Верховский Ю.: Дельвиг
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    49. Послание к А. Д. Илличевскому
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    50. Эпитафия ("Что жизнь его была? тяжелый сон... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Вацуро В. Э.: Дельвиг
    Входимость: 4. Размер: 10кб.
    Часть текста: Царскосельский лицей. На вступительном экзамене познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство вскоре переросло в тесную дружбу. По воспоминаниям Пушкина, в лицее Д. развивался медленно, не отличаясь способностями к наукам; однако леность и флегматичность сочетались у него с живостью ума и воображения, независимостью поведения и рано пробудившейся любовью к поэзии. Д. увлекается Г. Р. Державиным, хорошо знает изданное В. А. Жуковским в 1810--1811 гг. "Собрание русских стихотворений..." под руководством лицейского профессора Н. Ф. Кошанского, читает Горация и с помощью В. К. Кюхельбекера знакомится с немецкой поэзией XVIII в. (Ф. Шиллер, Ф. Г. Клопшток, Г. А. Бюргер, Л. -Г. Гельти и др.). Особое внимание уделяет он, однако, изучению русской литературы; по свидетельству директора лицея Е. А. Энгельгардта, знает ее лучше всех своих товарищей и "воинствующе" отстаивает ее красоты. В лицее он начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов; в его стихотворениях "К Диону" (1814), "К Лилете" (1814), "К Дориде" (1815) Пушкин находил "необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он изменял" (Пушкин А. С. О Дельвиге // Собр. соч. -- М., 1962. -- Т. 7. -- С. 293). В 1814 г. Д. дебютирует в печати патриотической одой "На взятие Парижа" и в 1814--1815 гг. систематически помещает стихи в журналах "Вестник Европы" и...
    2. К Диону
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    Часть текста: фалернским вином искрометным! В честь вечно юному Вакху осушим мы дно золотое; В чаше, обвитой венком, принеси дары щедрой Помоны,— Вкусны, румяны плоды. Тщетно юность спешит удержать престарелого Хрона, Просит, молит его — не внимая, он далее мчится; Маленький только Эрот смеется, поет и, седого За руку взявши, бежит. Что нам в жизни сей краткой за тщетною славой гоняться, Вечно в трудах только жить, не видеть веселий до гроба? — Боги для счастия нам и веселия дни даровали, Для наслаждений любви. Пой, в хороводе девиц белогрудых, песни веселью, Прыгай под звонкую флейту, сплетяся руками, кружися, И твоя жизнь протечет, как быстро в зеленой долине Скачет и вьется ручей. Друг, за лавровый венок не кланяйся гордым пританам. Пусть за слепою богиней Лициний гоняется вечно, Пусть и обнимет ее. Фортуна косы всеразящей Не отвратит от главы. Что нам богатства искать? им счастья себе не прикупим: Всех на одной ладие, и бедного Ира и Креза, В мрачное царство Плутона, чрез волны ужасного Стикса Старый Харон отвезет. Сядем, любезный Дион, под сенью развесистой рощи, Где, прохлажденный в тени, сверкая, стремится источник,— Там позабудем на время заботы мирские и Вакху Вечера час посвятим. 1814 Примечания 62. BE, 1814, № 15, с. 89, с подп. «Д». (См.: Ранние редакции...); с изменениями — СП, 1819, кн. X, с. 81, с подп. «Д». Ранняя редакция 62. К ДИОНУ Сядем, любезный Дион, под сенью зеленыя рощи, Где, прохлажденный в тени, сверкая, стремится источник! Там позабудем на время...
    3. Хлоя
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: 11. ХЛОЯ Хлоя старика седого Захотела осмеять И шепнула: «Я драгого Под окошком буду ждать». Вот уж ночь; через долину, То за хо́лмом, то в кустах, Хлоя видит старичину С длинной лестницей в руках. Тихо крадется к окошку, Ставит лестницу — и вмиг, Протянув сухую ножку, К милой полетел старик Близок к месту дорогому, На щеке дрожит слеза. Хлоя зеркало седому Прямо сунула в глаза. И любовник спотыкнулся, Вниз со страха соскочил, Побежал, не оглянулся И забыл, зачем ходил. Хлоя поутру спросила: «Что же, милый, не бывал? Уж не я ль тебя просила И не ты ли обещал?» Зубы в зубы ударяя, Он со страхом отвечал: «Домовой меня, родная, У окна перепугал...» Хоть не рад, но должно, деды, Вас тихонько побранить! Взгляньте в зеркало — вы седы, Вам ли к девушкам ходить? <1814> Примечания 11. BE, 1814, № 22, с. 98, с подп. «Д». (См.: Ранние редакции..., с назв. «Старик»). Ранняя редакция 11. СТАРИК Хлоя старика седого Захотела осмеять; Вместо парня молодого Приласкать и в гости...
    4. Первая встреча
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: отколь? не знаю Но все меня к нему влекло, Все мне твердило: знаю! Его кудрявые власы Вкруг шеи обвивались, Как мак сияет от росы, Сияли, рассыпались. И взоры пламенны его Мне что-то изъясняли; Мы не сказали ничего, Но уж друг друга знали. Куда пойду — и он за мной. На долгую ль разлуку? — Не знаю! только он с тоской Безмолвно жал мне руку. «Что хочешь ты? — спросила я. Скажи, пастух унылый». И с жаром обнял он меня И тихо назвал милой. И мне б тогда его обнять! Но рук не поднимала, На перси потупила взгляд, Краснела, трепетала. Ни слова не сказала я; За что ж ему сердиться? Зачем покинул он меня? И скоро ль возвратится? 1814 Примечания 60. BE, 1814, № 22, с. 99, под назв. «Дафна», вместе с др. стих., с общей подп. «Д». (См.: Ранние редакции...) С изменениями — СП, 1820, кн. II, с. 194. В беловом автографе — правка Пушкина. Перевод стих. М. Клаудиуса «Phidile». Первая строка — вариация чрезвычайно популярной «Песни» И. Ф. Богдановича («Пятнадцать мне минуло...
    5. На взятие Парижа
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: О, вдохновенный певец, Пиндар российский, Державин! Дай мне парящий восторг! Дай, и вовеки прославлюсь, И моя громкая лира Знаема будет везде! Как в баснословные веки Против Зевеса гиганты, Горы кремнисты на горы Ставя, стремились войною, Но Зевс вдруг кинул перуны — Горы в песок превратились, Рухнули с треском на землю И — подавили гигантов,— Галлы подобно на россов летели: Их были горы — народы подвластны! К сердцу России — к Москве, доносили Огнь, пожирающий грады и веси... Царь миролюбный подобен Зевесу Долготерпящу людей зря пороки. Он уж готовил погибель Сизифу, И возжигались блестящи перуны; Враг уж в Москве — и взгремели перуны, Горы его под собою сокрыли. Где же надменный Сизиф? Иль покоряет россиян? — В тяжких ли россы цепях Слезную жизнь провождают? Нет,— гром оружия россов Внемлет пространный Париж! И победитель Парижа, Нежный отец россиянам, Пепел Москвы забывая, С кротостью галлам прощает И как детей их приемлет. Слава...
    6. Кибальник С. А.: Поэтическая эстетика Дельвига
    Входимость: 2. Размер: 75кб.
    Часть текста: С. А.: Поэтическая эстетика Дельвига Поэтическая эстетика Дельвига Существует, по-видимому, какая-то закономерность в том, что поэты романтической эпохи в России много и самым серьезным образом занимались эстетикой и литературной критикой. Карамзин, Жуковский, Батюшков, Гнедич, Вяземский, Пушкин, Кюхельбекер – словом, почти все значительные поэты того времени, за редким исключением. И не только поэты, но и прозаики: А. Бестужев, О. Сомов, В. Одоевский… Конечно, отчасти это было связано с определенной свободой в области журнально-издательского дела: ничто не мешало писателю сделаться издателем журнала, альманаха или газеты, а это влекло за собой часто и обращение к критике, непременному разделу всякого периодического издания. Но была здесь, видимо, и другая, внутренняя причина. Литературная критика в пушкинскую эпоху еще не выделилась в отдельную область, не отделилась от литературы. Профессиональной критики в России, по существу, еще не было. «Где наши Аддисоны, Лагарпы, Шлегели, Сисмонди? Что мы разобрали? Чьи литературные мнения сделались народными, на чьи критики можем мы сослаться, опереться?». – вопрошал Пушкин в 1825 году в преддверии появления И. Киреевского, Надеждина, Белинского. «Критик (я разумею здесь настоящего, призванного критика, а таковых было немного), – напишет позднее Аполлон Григорьев, – есть половина художника, может быть, даже в своем роде художник, но у которого судящая, анализирующая сила перевешивает силу творящую». В пушкинскую эпоху, когда критиков как таковых в России еще не существовало, это соответствие оборачивалось другой своей стороной: художник тоже критик или, по крайней мере, может, а то и должен быть им; писатель не только творит, но и может...
    7. На смерть кучера Агафона
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: На смерть кучера Агафона 26. НА СМЕРТЬ КУЧЕРА АГАФОНА Ни рыжая брада, ни радость старых лет, Ни дряхлая твоя супруга, Ни кони не спасли от тяжкого недуга... И Агафона нет! Потух, как от копыт огонь во мраке ночи, Как ржанье звучное усталого коня!.. О, небо! со слезой к тебе подъемлю очи И, бренный, не могу не вопросить тебя: Ужель не вечно нам вожжами править можно И счастие в вине напрасно находить? Иль лучшим кучерам жить в мире лучшем должно. А нам с худыми быть!.. Увы! не будешь ты потряхивать вожжею; Не будешь лошадей бить плетию своею; И, усом шевеля, по-русски их бранить; Уже не станешь ты и по воду ходить! Глас молодецкий не прольется, И путник от тебя уж не зажмет ушей, И при сияньи фонарей Уж глас форейтора тебе не отзовется, И ах! Кузьминишна сквозь слез не улыбнется! Умолкло все с тобой! Кухарки слезы льют, Супруга, конюхи венки из сена вьют, Глася отшедшему к покою: «Когда ты умер — черт с тобою!» Между 1814 и 1817 Примечания 26. БЗ, 1859, № 5, с. 148. Пародия на стихотворение Н. Ф. Кошанского «На смерть графини Ожаровской» (BE, 1814, № 23).
    8. К Лилете
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: К Лилете 17. К ЛИЛЕТЕ Лилета, пусть ветер свистит и кверху метелица вьется, Внимая боренью стихий, и в бурю мы счастливы будем, И в бурю мы можем любить! Ты знаешь, во мрачном Хао́се Родился прекрасный Эрот. В ужасном волненьи морей, когда громы сражались с громами, И тьма устремлялась на тьму, и белая пена кипела,— Явилась богиня любви, в коральной плывя колеснице, И волны пред ней улеглись. И мы, под защитой богов, потопим в веселии время. Бушуйте, о чада зимы, осыпайтеся, желтые листья! Но мы еще только цветем, но мы еще жить начинаем В объятиях нежной любви. И радостно сбросим с себя мы юности красну одежду, И старости тихой дадим дрожащую руку с клюкою, И скажем: о старость, веди наслаждаться любовью в том мире, Уж мы насладилися здесь. 1814 Примечания 17. BE, 1814, № 22, с. 97, с подп. «Д»; с изменениями — СП, 1820, № 1, с. 66, с подп. «Д». Читано в ОЛРС 19 января 1820 г.
    9. Дельвиг А. И.: Из "Моих воспоминаний"
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    Часть текста: по причинам, которые расскажу в своем месте  2 . Дельвиг далеко не в совершенстве знал французский и немецкий языки: на первом говорил дурно, а на последнем вовсе не говорил. Но он был хорошо знаком с литературами этих языков и еще в Лицее побуждал Пушкина заниматься немецкой литературой, но в этом не успел, так как последний предпочитал французскую литературу. В составившемся кружке лицеистов некоторые из них обязаны были по очереди рассказать целую повесть или, по крайней мере, начать ее. В последнем случае следующий рассказчик ее продолжал, и т. д. Дельвиг первенствовал в этой игре воображения; интриги, завязка и развязка в его рассказах были всегда готовы. Пушкин далеко не имел этой способности. Дельвиг начал рано печатать свои стихотворения. В журналах, издававшихся В. В. Измайловым в 1814 и 1815 годах, помещено пятнадцать пиес Дельвига. Первое напечатанное его стихотворение в июне 1814 года в «Вестнике Европы» «На взятие Парижа» было за подписью «Русский», вполне соответствовавшеюся глубоко вкорененным патриотическим чувствам Дельвига, не оставлявшим его до самой смерти. Дельвиг был истинный поэт в душе, но мало производивший; способность его придумывать содержание поэм давала повод ожидать от него много неосуществившегося. Жуковский и...
    10. Вацуро В.: Антон Дельвиг — литератор
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    Часть текста: перспективе, в которой только и могут быть оценены его литературные открытия. Но понять его, осмыслить его внутреннюю логику и закономерности, почувствовать особенности его поэтического языка — значит во многом приблизиться к пониманию эпохи, давшей человечеству Пушкина. Тот, кто решится на эту работу, будет сторицей вознагражден перед ним раскроются художественные и — шире — духовные ценности, которые были сменены другими, но не умерли и не исчезли и постоянно напоминают о себе нашему эстетическому сознанию — хотя бы тогда, когда мы слушаем романсы Глинки, Даргомыжского, Алябьева, или М. Яковлева на слова Дельвига — «Соловей», «Когда, душа, просилась ты » и др. По отцу Дельвиг принадлежал к старинному эстляндскому баронскому роду, совершенно оскудевшему задолго до его рождения; семья жила на жалованье отца, плац-майора в Москве, а потом окружного генерала внутренней стражи в Витебске; за матерью его было крошечное имение в Тульской губернии. Будущий поэт родился в Москве 6 августа 1798 г.; начальное образование получил в частном пансионе. Родители добивались определения его в только что организованный Царскосельский лицей и пригласили учителя. Учитель этот, литератор А. Д. Боровков, отвез мальчика в Петербург. 19 октября 1811 г. начался лицейский период жизни Дельвига, под знаком которого протекли едва ли не все его юношеские и даже зрелые годы. Мы располагаем сейчас довольно большим числом свидетельств о «лицейском» Дельвиге. В табели за 1812 г., составленной из рапортов преподавателей, имя его стоит на двадцать шестом месте — и на четвертом от конца. Учителя почти единодушно отказывают ему в способностях, а многие — и в прилежании и, может быть, не без оснований: Пушкин, ближайший и любимый его друг, вспоминал, что способности Дельвига развивались медленно, и что до четырнадцати лет...